Договор грузоперевозки является двухсторонним. Есть заказчик и исполнитель. У каждого из них есть свои права и обязанности, прописанные в соглашении.
Бывают ситуации, когда одна из сторон отказывается. То есть перевозчик не соглашается доставить груз, либо клиент, ранее намеревавшийся воспользоваться услугой, теперь от своих намерений отказывается.
Редко удаётся решить вопрос мирным путём. Мол, не захотел, ну и ладно. Здесь возникает конфликтная ситуация, поскольку минимум одна из сторон лишается прибыли, заработка.
Нормативные акты для отказа от договора грузоперевозки
При наличии договора перевозки возможен односторонний отказ от доставки груза. Причём как со стороны грузоотправителя, так и со стороны перевозчика. Это касается не только автомобильного транспорта, но и воздушной перевозки, использования речного, морского ТС и железной дороги. Во всех случаях одна из сторон может сделать отказ.
Российский закон предусматривает такой вариант развития сценария как односторонний отказ. Но при условии, что соответствующие пункты были прописаны в договоре между перевозчиком и отправителем. Нарушив пункты соглашения, сторона имеет право отказаться от последующего сотрудничества.
Условия и основания для одностороннего разрыва контакта прописываются индивидуально. Но чаще всего причины примерно одни и те же.
Правовой основой для решения этого вопроса можно считать Постановление Правительства РФ No272 от 15.04. 2011 года. В нём говорится об утверждении правил грузовых автомобильных перевозок. Также отдельные правовые акты предусмотрены в случае железнодорожных, морских, речных и авиационных перевозок.
Новое постановление принято в соответствии с 3 частью 3 статьи Федерального закона No259-ФЗ от 08.11.2007 года.
Также нужно отталкиваться от Европейского соглашения о международных перевозках опасных грузов (ДОПОГ) и от Соглашения о международных перевозках скоропортящихся продуктов.
Следующий нормативный акт — это Федеральный закон №87-ФЗ О транспортно-экспедиционной деятельности от 30.06.2003 года, который редактировали от 18.03.2020 года. Пункт 5 говорит о том, что при одностороннем отказе от выполнения договора сторона обязан возместить все убытки и заплатить штраф.
Согласно статье 806 Гражданского Кодекса РФ, любая из сторон имеет право отказаться в одностороннем порядке от выполнения договора, но обязуется заранее предупредить об этом решении другую сторону соглашения. Тут также закон предусматривает компенсацию убытков, связанных с отказом от исполнения договора.
Отказ заказчика от договора перевозки
Есть несколько причин, по которым грузоотправитель имеет право отказаться от обязательств по исполнению подписанного договора о грузоперевозках.
Причины могут быть следующие:
- перевозчик предоставил для транспортировки транспортное средство или контейнер, которые не подходят для доставки груза конкретного типа;
- подача контейнера или транспортного средства была выполнена с опозданием к месту погрузки;
- прибыв в пункт погрузки, водитель этого транспортного средства не предъявил заказчику документ, позволяющий удостоверить его личность, а также путевой лист.
В законе также говорится, что грузоотправитель, что есть заказчик, имеет право взыскать штраф в перевозчика, если тот не выполнит работу по отправке и доставке груза.
Соответствующие правила прописаны в 1 части статьи 34 Устава. Размер штрафа составит 20% от оплаты за перевозку. Но только в том случае, если договором не прописаны иные условия.
При этом отдельно взимаются деньги за причинённые убытки грузоотправителю.
Отказ перевозчика от перевозки груза
Иногда сам грузоперевозчик может получить штраф, взяв груз, который по закону перевозить нельзя, либо для его транспортировки требуется особое разрешение, отсутствующее у водителя.
Можно выделить несколько причин, из-за которых перевозчик может отказать заказчику в транспортировке его груза:
- Это запрещённый товар, который нельзя перевозить без специального разрешения (само разрешение получить невозможно или клиент настаивает на доставке без него). Это прямое нарушение закона. Если грузоперевозчика остановят и обнаружат факт перевозки запрещённых товаров, вся ответственность ляжет на него.
- Срок хранения перевозимого товара меньше, чем время, необходимое на его доставку.
- Вес груза выше, чем грузоподъёмность транспортного средства. Отказать можно и в том случае, если технические характеристики ТС не позволяют перевезти груз.
- Товар представлен в ненадлежащем виде. В таких ситуациях лучше отказаться от доставки. Иначе затем могут предъявить претензию за порчу товара.
- Неблагоприятные климатические условия. Более редкая ситуация, но тоже возможная. Устав автотранспорта запрещает приёмку грузов к перевозке.
- Перевозимый товар не оформлен должным образом, отсутствуют товарно-транспортные документы.
- Экспедитор, представляющий интересы грузоотправителя, не предъявил грузоперевозчику путевой лист, а также своё служебное удостоверение.
- Транспортная компания или страховая организация не согласны с оценочной стоимостью товара, которую в документах отражает отправитель. Это дополнительные финансовые риски, поскольку ответственность будет лежать именно на перевозчике.
- В документах присутствуют несовпадения, либо пункт назначения для доставки груза в договоре и товарно-транспортной накладной отсутствует.
- Фактическая масса не соответствует той, которая представлена в документации.
Столкнувшись с подобными ситуациями, грузоперевозчик имеет законные основания отказаться от грузоперевозки. Причём это может быть просто заявка от нового клиента, с которым соглашение не подписывалось, либо расторжение действующего контакта.
Как и отправитель груза, так и сам перевозчик может расторгнуть договор в одностороннем порядке. Условия, порядок и причины для таких действий прописаны в соглашении.
Помимо отказа от перевозки, транспортная компания также может потребовать компенсацию за простой и другие расходы, связанные с подготовкой к грузоперевозке.
Сумма взыскания формируется на основании финансовых и временных затрат на поездку ТС к пункту назначения, загрузку, подготовку машины, найм грузчиков и прочих расходов.
Вот почему важно чётко прописывать каждый пункт договора и включать в соглашение раздел с ответственностью сторон и порядком выплат компенсаций при возникновении подобных ситуаций. Тогда, если сторона не захочет выполнять обязательства добровольно, с этим договором можно смело идти в суд.
Сталкивались ли с отказом от грузоперевозки? По чьей инициативе это происходило? Почему не захотели сотрудничать? К каким последствиям это привело?
Сталкивался всего один раз. Нужно было доставить партию овощей. Но товар сочли скоропортящимся и не взяли на себя такую ответственность. В итоге пошел в другую фирму. Там все было хорошо. Доставили в срок. Потери минимальные.
Такое впечатление, что перевозчику дают больше возможностей для отказа, чем клиенту. Как-то странно на мой взгляд. Хотя может и правильно. Мало ли что там захотят перевозить.