Грузоперевозки могут осуществляться как внутри страны, так и за её пределами. Практика обмена товарами между странами стара как мир. Но при этом современный подход к организации процесса существенно изменился.
Чтобы вывезти товар с территории России, либо привезти сюда что-либо из другого государства, автоперевозчикам требуется наличие лицензии. Речь идёт о специальном разрешении, которое называют лицензией на международные грузовые перевозки автотранспортом. Наличие такого документа даёт законное право пересекать государственную границу с различными разрешёнными товарами, продуктами и прочими грузами.
Кто может получить
Лицензия — это специальный документ установленного образца. С его помощью перевозчики получают право перевозить товары за пределами РФ. Также лицензию называют допуском к международным грузовым перевозкам.
В РФ основным регулирующим вопрос международного допуска документом является Постановление Правительства No730. Документ действует ещё с октября 2001 года. В нём прописаны все положения относительно того, как и кто может получить лицензию. Оформить себе допуск на международные перевозки должны все компании, которые занимаются:
- перевозками товаров и грузов в другие страны, вне зависимости от их тоннажности;
- пассажирскими перевозками с вместимостью более 8 человек.
Согласно постановлению, допуск могут получить лица, осуществляющие пассажирские и грузовые перевозки в коммерческих и некоммерческих целях. В итоговый список тех, кто может рассчитывать на получение лицензии, входят:
- транспортные компании;
- предприятия;
- организация;
- индивидуальные предприниматели.
Некоммерческими грузоперевозками считаются те, при которых покрываются лишь собственные потребности за счёт доставки товаров и грузов. А некоммерческие пассажирские перевозки — это доставка сотрудников к месту постоянной, либо временной работы на территории другой страны.
Условия для получения лицензии
Процедура подразумевает необходимость собрать документы, подать их в соответствующий орган для рассмотрения, а затем получить разрешительный документ. В РФ за рассмотрение запросов и выдачу лицензии отвечает Ространснадзор.
При этом существует несколько условий, при выполнении которых допуск могут одобрить и выдать заявителю.
- Транспортное средство. Машины, используемые для грузоперевозок, должны быть собственностью заявителя, находиться в лизинге, либо на иных законных основаниях.
- Ответственные лица. Компании и организации, подающие заявку на получение допуска, должны определить ответственных лиц. Именно они будут заниматься контролем и отвечать за все международные рейсы. У ответственных лиц должна быть соответствующая квалификация, отвечающая международным нормам.
- Экономическое текущее состояние. Оно должно определяться как стабильное. То есть у компании имеется собственное имущество, оценочная стоимость которого составляет 300 тысяч рублей. Это необходимо, чтобы иметь возможность отправлять в международные рейсы 1 транспортное средство. На каждую следующую единицу ТС должен быть капитал в размере 170 тысяч рублей.
- Страховка. Обязательно оформляется полис страхования автогражданской ответственности. Причём строго на собственника грузовой машины. Без страховки лицензию не выдадут.
При выполнении всех этих условий шансы на получение лицензии значительно возрастают. Контролирующие органы примут это во внимание.
Крайне важно не вносить в документы никакую неточную и заведомо ложную информацию, чтобы повысить вероятность положительного рассмотрения заявления на международную лицензию. Все сведения тщательно проверяются. А если обнаружат обман, это грозит серьёзными штрафами. Да и на получение лицензии уже рассчитывать не придётся.
Необходимые документы
Одним из важных этапов оформления лицензии является подготовка бумаг. Рекомендуется начать с написания заявления. В этом заявлении должна содержаться подробная и точная информация:
- полное название организации или фирмы, которая хочет получить допуск;
- адрес регистрации компании;
- ИНН;
- ОГРН;
- ФИО учредителя;
- паспортные данные;
- адрес фактического проживания;
- сведения про автомобили (марка, тип ТП, модель, номерной знак, дата производства);
- данные о прицепах и полуприцепах, если они есть;
- сроки, на которые необходимо получить допуск.
Помимо заявления, нужно приложить копии документов, подтверждающих правдивость и подлинность всех указанных сведений.
Что же касается пакета документов, то самым правильным решением будет получить полный список в отделении ведомства, через которое планируется оформить разрешительный допуск на международные грузоперевозки. К числу основных бумаг можно отнести:
- подтверждения квалификации ответственных лиц;
- паспортные данные ответственных лиц;
- права собственности на автомобиль;
- страховой полис;
- копии документов, данные из которых прописаны в заявлении;
- ПТС;
- СТС и так далее.
Собрав весь необходимый пакет документов, который состоит в основном из копий, а также приложив к нему заявление, можно отправляться в отделение Ространснадзора.
Далее происходит процедура рассмотрения. Изучается заявление, проверяются все данные и сведения. На основании этого принимается решение о том, выдавать лицензию перевозчику или нет.
Кем выдаётся допуск
Многих таких интересует, куда нужно отправляться за свидетельством о допущении грузового транспортного средства к международным грузоперевозкам. Речь идёт о такой организации как Ространснадзор. Она является государственной структурой и находится под непосредственным контролем со стороны Министерства Транспорта РФ.
У Ространснадзора есть несколько территориальных управлений, которые отвечают за разные федеральные округи. Поэтому не факт, что отделение будет располагаться именно в вашем городе. В некоторых случаях приходится ездить в столицу, Санкт-Петербург или другие города. Зависит от того, к какому федеральному округу относится заявитель.
Важным моментом при принятии решения о выдаче лицензии на международные грузоперевозки является наличие и сроки действия водительских удостоверений международного образца. Так что перевозчику лучше выбирать наиболее квалифицированных, опытных и беспроблемных водителей, утверждая список тех, кто будет заниматься международными рейсами. Законом на рассмотрение заявления даётся 30 дней.
Если проверка показала, что никаких оснований для отказа нет, тогда государственное ведомство выдаёт соответствующий допуск перевозчику. С этого момента он имеет законное право совершать международные доставки грузов, а также перевозить пассажиров. Заявитель получается удостоверение, а также карту доступа вместе с печатями и подписями.
Сколько стоит оформить лицензию
Есть ещё несколько вопросов, связанным с удостоверением допуска к осуществлению грузовых международных автомобильных перевозок. Это же относится и к деятельности, связанной с доставкой пассажиров.
Первый из них связан с тем, во сколько обойдётся оформление и получение разрешительного документа. Ведь для каждой организации важно понимать все предстоящие финансовые расходы.
Если отталкиваться от Постановления Правительства, которое регулирует вопрос оформления и выдачи лицензии, то тут ситуация предельно понятная. На законодательном уровне никакой платы за оформление допуска не предусмотрено. То есть вся процедура абсолютно бесплатная.
Существует ряд компаний и фирм, которые готовы продать открытую лицензию. Средняя стоимость составляет 200 долларов. Проблема лишь в том, что лицензионная карточка может оказаться поддельной. Плюс нужен пакет документов, где есть печати, а также подписи организации, являющейся фактическим владельцем этого допуска.
Если хотите сделать всё официально, оформив допуск на себя, как предпринимателя, либо на свою компанию, тогда придётся отдать около 1-2 тысяч рублей за лицензию, а также 500 рублей за карточку на 1 год. В сумме это от 1,5 до 2,5 тысяч рублей. Так вы немного обходными путями ускорите процесс выдачи. Но по факту этого оказывается недостаточно.
Главная проблема в получении международной лицензии заключается в том, что сама процедура оформления сложная. Нужно ездить по разным организациям, занимать очереди, заполнять всякие бланки, собирать кучу бумаг и так далее. Всё это привело к тому, что в России начали активно появляться фирмы-посредники. Это организации и их сотрудники, которые готовы за определённую плату помочь и значительно ускорить процесс подготовки документов. То есть они берут все заботы полностью на себя.
Чётко установленных тарифов на такие услуги не предусмотрено. Варьироваться цена может в достаточно широком диапазоне. В одном случае хватит 5-6 тысяч рублей, а в другом придётся отдать не менее 30 тысяч. При этом посредники выполняют одновременно несколько функций:
- подготовка документов;
- консультация с заказчиком;
- подача бумаг;
- заполнение и подача заявления;
- получение ответа и карточки;
- передача заказчику.
Сам клиент минимально участвует в этом процессе. Ему достаточно передать сведения, некоторые документы и их копии.
Услуга на практике показала, что она стоит своих денег. Это не особо дорого. Зато грузоперевозчик сможет в скором времени заняться доставкой товаров или пассажиров в другие страны.
Обращение к фирмам-посредникам для получения лицензии никак не противоречит закону. Это полностью легальная процедура, которой может воспользоваться каждый желающий.
Вопрос лишь в том, чтобы выбрать надёжного и проверенного помощника, обладающего необходимым опытом, знаниями, а также способного гарантировать результат. Конечно, если у вас проблемы с документами, нет подходящего транспорта, тогда даже самый опытный посредник ничего с этим не сделает.
На какие сроки выдаётся лицензия
Также важный вопрос заключается в том, на сколько будет выдана карта допуска к международным перевозкам грузов или пассажиров. Здесь нужно опираться на официальный статус перевозчика или ИП.
- Первое обращение. При условии, что транспортная компания, либо индивидуальный предприниматель первый раз обращаются за получением международного допуска, максимальный срок действия выданной лицензии не может превышать 12 месяцев. Отсчёт времени действия документа ведётся с того момента, когда было подано заявление.
- Повторное заявление. Если у компании или ИП уже есть опыт в международных перевозках, тогда при получении новой карточки срок действия лицензии может быть намного больше. Для некоторых заявителей он составляет 60 месяцев. Но каждый случай рассматривается в индивидуальном порядке.
Возможности продлить действие первичной лицензии законом не предусматривается.
Если компания оформила первый допуск, начав работать на международном уровне, по истечению её срока действия придётся снова оформить заявление и подготовить пакет сопроводительных документов. Связано это во многом и с тем, что за этот период в фирме могли появиться новые сотрудники, были заменены водители, используются другие транспортные средства, а также расширился ассортимент доставляемых грузов.
Что же касается лицензионной карты, то её срок действия составляет 5 лет. По закону её можно продлить 2 раза. Но не больше. После повторных пролонгаций придётся опять подавать документы и писать заявление. Будет проводиться повторная проверка всех сведений.
Чем меньше вопросов было по предыдущим лицензиям, тем выше вероятность беспроблемного получения нового разрешительного документа. Поэтому компаниям и ИП, которые занимаются международными грузоперевозками, лучше действовать в рамках закона.
Когда возможен отказ
Не всегда получение карточки допуска к осуществляемым международным грузовым перевозкам автомобильным транспортом заканчивается успешно. В некоторых случаях заявителю могут отказать. Обычно заявки не получают одобрение по следующим причинам:
- недостоверные данные в документах, наличие ошибок и ложных сведений;
- невыполнение обязательств грузоперевозчика;
- заявитель, то есть ИП или компания, находятся на грани банкротства;
- происходит процедура ликвидации организации;
- контролирующие ведомства стран, куда планировал совершать рейсы заявитель, выявили данные, не позволяющие одобрить заявление.
Если была обнаружена какая-то причина для отказа, ведомство должно сообщить об этом заявителю в письменной форме. Важно указать, почему именно разрешение не выдадут. У заявителя есть законное право на повторную подачу заявления. Но для этого сначала нужно устранить все ранее выявленные проблемы. Если это условие будет выполнено, тогда у контролирующих органов не окажется оснований для отказа.
Получается, что не всегда лицензия на международные грузоперевозки выдаётся с первого раза. Иногда заявитель может не до конца укомплектовать пакет документов, забыть приложить какую-то копию, допустить ошибку при заполнении бумаг и так далее. Главное, чтобы это не было преднамеренной попыткой обмануть контролирующие органы. Факт обмана всё равно будет выявлен.
Ещё стоит учитывать, что после выдачи лицензии всё равно деятельность компании или индивидуального предпринимателя находятся под контролем. В случае выявления тех или иных нарушений допуск могут полностью аннулировать, либо приостановить. Аннуляция происходит при серьёзных нарушениях закона. При более незначительных случаях принимается решение о приостановке лицензии на 6 месяцев.
Нельзя сказать, что оформление лицензии, необходимой для международных грузоперевозок, является сложной процедурой. В теории всё выглядит просто. Но на практике приходится сталкиваться с разными бюрократическими проблемами, очередями и не только. При желании всё это можно сделать самостоятельно. Хотя объективно проще и быстрее обратиться за помощью к квалифицированным посредникам.
Стоит ли перевозчикам выходить на международный уровень? Что считаете самым сложным в получении лицензии? Правильно ли то, что услуги посредников являются законными?
Бесплатным бывает лишь сыр в мышеловке. Да и то только для мышей. Ловушку и сыр же тоже нужно купить. Поэтому для меня странно, что это бесплатно. Хотя по факту нет. Люди все равно платят.
А не думаете ли вы, что такая система была создана специально? Ну типа чтобы появились вот такие посредники. Либо чтобы у людей появился стимул давать взятки за ускорение процесса. Я бы такой вариант не исключал совершенно.
Если компания видит смысл в том, чтобы начать перевозки в другие страны, то почему бы и нет. Сначала нужно взвесить все за и против. Оценить свой технический потенциал. Объективно у фирмы будет больше клиентов при наличии международной лицензии. Я сам к таким обращался. И неоднократно.