Международная торговля продолжает своё стремительное развитие. Многие производители хотят продавать собственную продукцию в разных странах мира. А для этого нужно организовать процедуру доставки. Перемещаясь через одну и более государственных границ, товар проходит обязательные процессы таможенного оформления грузов.
Проблема перевозок в другие страны заключается в том, что порой проверка товаров, а также внутренние правила в разных государствах сильно отличаются.
И если в рамках Евразийского экономического союза таможенное оформление предельно простое, то вот для стран, которые не входят в эту организацию, ситуация усложняется. Есть чёткий регламент, который нельзя ни в коем случае нарушать.
Основные законодательные акты
Если говорить о контроле таможенных процедур со стороны государства, то здесь ответственной является Федеральная таможенная служба. Или просто ФТС. Её работа основывается на нескольких законодательных и нормативно-правовых актах:
- Конституции РФ;
- федеральных законах;
- правительственных актах;
- президентских актах;
- международных договорах;
- таможенном законодательстве.
Если речь идёт о грузоперевозках в рамках Таможенного союза, то здесь действует чёткий и единый для всех стран-участниц Таможенный Кодекс.
Важно понимать, что таможенные пункты распределены практически по всему периметру страны. Поэтому для грузоперевозок могут применяться разные виды транспорта. И для каждого из них предусмотрены свои нормативно-правовые документы.
- Морские перевозки. Здесь следует опираться на Кодекс торгового мореплавания, а также на правительственное постановление под номером 193, принятое в 2012 году.
- Авиаперевозки. Это Воздушный кодекс, а также нормативы по грузоперевозкам воздушным транспортом. Ещё нужно учитывать Приказ Министерства транспорта от 2007 года No82.
- ЖД перевозки. Это Устав ЖД транспорта, а также Федеральный закон под номером 17 от 10.01.2003 года.
- Автоперевозки. Это несколько федеральных законов, включая No127 и No259, а также правительственные постановления под номерами 1272 и 730.
Важно добавить, что стоимость таможенного регулирования также определяется на государственном уровне. Это отображается в нескольких актах:
- закон No5003-1 от 21.05.93 года;
- закон No3100 от 27.11.2010 года;
- постановление No754 от 30.08.13 года.
Каждый документ находится в открытом доступе. Поэтому любой перевозчик, а также заинтересованное лицо, может изучить их во всех подробностях.
Типы грузов и процедур
Для успешного таможенного оформления различных грузов и товаров нужно учитывать, какую именно продукцию предстоит переправить через государственную границу. Все грузы делятся на несколько категорий. Они могут быть:
- экспресс;
- генеральными;
- сборными;
- пищевыми (продукты питания);
- опасными;
- контейнерными;
- живыми (животные, птица);
- сыпучими;
- оборудованием;
- тяжеловесными;
- негабаритными.
Таможенные процедуры также отличаются между собой в зависимости от того, как именно продукция проходит через государственную границу. Переправлять через таможенный пункт тот или иной груз могут для:
- экспорта;
- импорта;
- реэкспорта;
- реимпорта;
- транзита;
- временного ввоза;
- временного вывоза;
- переработки;
- беспошлинной торговли;
- уничтожения;
- отказа с переходом в государственную собственность.
В этих ситуациях будут действовать определённые правила и требования по таможенному оформлению.
Кто выполняет таможенное оформление
Есть 3 варианта выполнения таможенного оформления ввозимого или вывозимого товара:
- Самостоятельно. В этом случае работу выполняет перевозчик. Требуется наличие штатного профильного специалиста.
- Через посредника. Перевозчик обращается к брокеру. Это наёмный специалист, который имеет соответствующее образование. Работа выполняется по договору между ним и перевозчиком. Брокеры пользуются спросом в сегменте малого и среднего бизнеса. Крупные компании обычно решают вопросы с таможней своими силами.
- Через грузовладельца. В качестве владельца может выступать грузоотправитель, либо грузополучатель. Здесь уже всё зависит от соглашения, подписанного участниками грузоперевозки.
Этапы процедуры
Если говорить о том, как происходит правильное таможенное оформление тех или иных грузов, то тут можно выделить 4 основных этапа. По каждому из них возникают соответствующие вопросы:
- Затаможивание. В этом случае нужно получить разрешение, чтобы экспортировать груз с территории страны.
- Перевозка. Груз транспортируется через зоны контроля.
- Прибытие. Товар доставляется к пункту пропуска со стороны принимающего государства.
- Растаможка. Проверяется качество товара и его соответствие требований, а также проводится проверка всей документации.
Теперь про каждый шаг можно рассказать более подробно.
Первый шаг
Можно выделить несколько основных процедур.
- Декларирование товара. Сначала нужно составить, зарегистрировать и выпустить декларацию для доставляемого товара. Важно, чтобы все сведения были достоверными. Любой недочёт потребует от перевозчика исправлений. До этого момента транспорт с грузом задерживают. В некоторых случаях груз арестовывают, конфискуют, а также уничтожают. Предусматривается административная и уголовная ответственность за ложные сведения.
- Осмотр. Далее таможенные служащие осматривают товар, проверяют декларацию, сравнивают документ с самим грузом. Если есть подозрения, что перевозка осуществляется незаконно, документы поддельные, либо вывозятся запрещённые предметы, то таможенники предпринимают соответствующие меры.
- Сверка кодов ТН ВЭД. У всех перевозимых объектов есть свой код по классификации товарных номенклатур. Завершив осмотр, на таможне сравнивают ТН ВЭД с целью определить категорию груза. Если в документах допущена ошибка, либо данных нет, тогда на таможне могут самостоятельно откорректировать информацию.
- Заявленная ценность. Классификация товаров по ТН ВЭД влияет на то, каким будет размер таможенной пошлины. Поэтому к заявленной ценности относятся предельно внимательно. Многие перевозчики специально занижают показатели, чтобы меньше платить государству. Если есть подозрения в правомерности заявленной ценности, тогда отправляют запрос для проверки.
- Оплата платежей. Это налоги и таможенные пошлины. Размер платежей зависит от объёма груза, количества, кода ТН ВЭД и прочих факторов. Квитанция об оплате является важным документом, который требуется предъявить представителям проверяющей службы на государственной границе.
Пройдя все эти процедуры на первом этапе, перевозчик получает разрешение на экспорт доставляемого товара.
Второй шаг
В подавляющем большинстве случаев именно первый шаг считается самым сложным. На втором этапе потребуется упаковать окончательно товар, опломбировать транспортное средство, проверить наличие всех документов и так далее. Затем ТС следует на таможенный пункт принимающей стороны.
Третий шаг
По прибытию на границу страны въезда, транспортное средство вместе с товаром должно получить официальное разрешение. Но теперь уже на ввоз. Здесь потребуется пройти обязательный валютный контроль.
Проверяя факт оплаты таможенного сбора, сотрудники также контролируют факт перечисления валютной выручки участникам контракта. За счёт валютного контроля можно оценить, были ли перечислены необходимые суммы, а также вернули ли денежные средства, если товар не был ввезён.
Четвёртый шаг
Чтобы получить допуск для ввоза продукции на территорию другой страны, нужно пройти не менее кропотливую процедуру, нежели на первом этапе. При этом все эти процедуры на самом деле идентичные. Здесь потребуется:
- составить, заполнить и предъявить декларацию на ввозимый груз;
- пройти осмотр и проверку груза;
- проверить декларацию и её соответствие;
- выполнить процедуру проверки по ТН ВЭД;
- пройти контроль таможенной стоимости;
- оплатить необходимые сборы и пошлины.
Если всё прошло успешно, тогда грузоперевозчик получает официальное разрешение на импорт. Так товар из другой страны оказывается на территории РФ. А затем направляется на полки магазинов и так далее.
Необходимые документы
Обязательным этапом таможенного оформления груза является подготовка нужного пакета бумаг. При этом важно понимать, какие именно документы здесь потребуются.
Подлинность бумаг проверяется при этапе экспорта из страны и импорта в другое государство. То есть документы неоднократно проходят тщательный контроль. Поэтому допускать ошибки и неточности в них нельзя.
Осуществляя растаможку, все документы должны быть установленного образца и оформленными в соответствующими с действующими правилами.
Сам пакет бумаг, который должен быть у перевозчика, состоит из:
- договора купли-продажи на продукцию;
- соглашения на оказание транспортных услуг;
- договора страхования на товар, если требуется;
- товарных накладных;
- книжки МДП;
- документов на транспортное средство;
- квитанции об оплате сборов и пошлин;
- подтверждения по классификации ТН ВЭД;
- доверенности на брокера, если он участвует в процессе;
- сведений о безопасности и качестве товаров;
- документа с заявленной ценностью.
Это основной перечень. Также потребуются сведения о компании, которая выступает как грузовладелец.
Соответствующая информация должна быть отображена в:
- уставных документах;
- свидетельстве регистрации в реестре налогоплательщиков;
- свидетельстве о регистрации как юридического лица;
- платёжных реквизитах.
Вообще перечень обязательных документов остаётся неизменным. Но возникают определённые различия в зависимости от того, что это за груз, какое транспортное средство используется и так далее. Поэтому детальный набор документов определяется в индивидуальном порядке. Берётся основной перечень, плюс к нему добавляются иные документы, исходя из специфики осуществляемой грузоперевозки через одну и более государственных границ.
Сроки оформления
Есть чёткий регламент Таможенного кодекса, который определяет сроки прохождения контроля.
- При вывозе товар из страны должны пропустить не позднее чем в день, который наступает после оформления таможенной декларации. Об этом говорится в 196 статье.
- Если были обнаружены недочёты и несоответствия, из-за которых товар задержали, то время хранения не должно превышать более 2 месяцев. При наличии письменного заявления срок увеличивают до 6 месяцев. Соответствующие нормы прописаны в статье 170.
- Во время хранения необходимо предоставить достоверные данные о грузе, внеся изменения в декларацию. Если за выделенное время недочёты не были устранены, тогда груз обязуются уничтожить. Эти правила закреплены в статье 185.
Определённые категории ввозимых и вывозимых товаров проходят через процедуру таможенного оформления по упрощённой системе. В этом случае предельный срок задержки не может составлять более 3 суток. Это правило относится к таким категориям товаров и грузов:
- скоропортящимся;
- опасным;
- военным;
- гуманитарным;
- используемым для устранения чрезвычайной ситуации.
Это также может распространяться и на некоторые другие виды продукции и товаров, которые оформляются как экспресс груз.
Стоимость услуг
Существует несколько видов пошлин для таможенного оформления груза. Исходя из них формируется стоимость и действуют определённые тарифы, когда оформляются товары на международных пунктах пропуска.
Различают такие пошлины:
- Адвалорные. Их рассчитывают по процентному отношению к указанной таможенной ценности.
- Специфические. Определяются исходя из стоимости конкретной единицы товара или груза.
- Комбинированные. На их стоимость влияют сразу несколько факторов.
Детально тарификация и правила формирования стоимости растаможки изложены в Федеральном законе под номером 5003-1 в 4 статье.
Помимо таможенных пошлин, существуют также и другие виды официальных сборов.
- Оформительский. Взимается за оформление перевозимого товара. Также сбор рассчитывают исходя из стоимости продукции. В среднем варьируется от 500 до 10000 рублей.
- За сопровождение. Здесь принимают во внимание каждый километр в рамках проходимой таможенной зоны. Такой сбор стоит от 2 до 6 тысяч рублей.
- За хранение. Его нужно оплачивать в том случае, если груз хранится в пределах таможенной зоны. Действует единый тариф, который составляет 1 рубль за каждые 100 кг.
Важно всё правильно оформить, оплатить, а также сохранить выданные квитанции и чеки. Это ключевые документы, подтверждающие факт законного и правомерного перевоза товара через государственную границу.
Кто сталкивался с таможенным оформлением? Какой этап считаете самым сложным? Проводили процедуру сами или через специалистов? Возникали ли задержки и другие проблемы на таможне?